Этапы собеседования при приеме на работу: Продвинутый уровень

Здравствуйте, дорогой друг!

Полагаю, вы уже догадались,  что ваш покорный слуга не будет перечислять этапы собеседования при приеме на работу так, как это делают неопытные авторы в статьях, которыми кишит интернет.

Взгляд со стороны

Традиционно  этапы собеседования описывают примерно так:

  1. Приветствие
  2. Рассказ о себе
  3. Вопросы к вам и ваши ответы
  4. Ваши вопросы
  5. Завершение

Может и пропустил чего, суть не в этом.

А теперь вопрос: стал бы я писать статью, если это можно прочитать в любой статейке человека, даже близко не стоявшего к процессу под названием собеседование?

Суть в том, что это этапы с точки зрения стороннего наблюдателя.

Если вы, как соискатель, видите собеседование также, — значит вы идете на встречу в качестве пассажира. Это никак не приближает вас к работе.

Типичное поведение “пассажира”

  • Идет на собеседование как на экзамен. Видит в работодателе в лучшем случае оппонента, в худшем — врага. Соответственно не может установить контакт.
  • Пытается надеть маску человека, которым не является. Закрепощен или наоборот развязен.
  • Не задает вопросов о кампании и подразделении руководителя, о коллективе.
  • “Весь в себе”. Делает акцент на свой опыт и навыки, но не может показать выгоды, которые получит работодатель.

soiskatel-passazhir

Шансы “пассажира”

В лучшем случае работодатель сам сможет в вас разглядеть человека, который подойдет для этой работы. Но для этого нужны как минимум три условия.

  1. Работодатель точно знает, что он хочет. Это бывает примерно в 40% случаев
  2. Работодатель находится в состоянии острой нужды. Это примерно 20% случаев. От 40% — 20% получается 8%
  3. Работодатель умеет слушать и задавать вопросы. Еще 25% от 8, получается 2%.

Арифметика получается не впечатляющая. Вы можете сказать, что цифры притянуты за уши.

Ну да, соглашусь, это для наглядности. Но, по моему опыту, шансы “пассажира” получить предложение о работе находятся где-то в диапазоне от 0 до 5%.

“Пассажира” может выручить только соответствие его опыта и навыков желаниям работодателя. Но полное соответствие встречается нечасто.

А теперь пересаживаемся в кресло машиниста.

machinist

Взгляд “машиниста”

Полагаю, разница между машинистом и пассажиром достаточно очевидна.

Соискатель «экстра класса» выстраивает собеседование как “продажу”. И продает он не столько себя любимого, сколько выгоды, которые получит работодатель. Это в большей степени касается разговора с руководителем, нежели с рекрутером.

“Продажа” — это ни в коей мере не навязывание. Иногда она может быть даже пассивной. Особенно, если ваш собеседник сам активен и разговорчив. Но чаще всего руководители предпочитают, чтобы им показывали, а они выбирали.  Так же как покупатели.  

Этапы собеседования  

1. Настрой

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Зачем вы идете на собеседование?

Подумайте минутку...

neuverenniy-v-sebe.jpg

Получить работу?

Но у работодателя нет цели дать вам работу… У него другая цель. Он хочет получить выгоду от сотрудничества с вами, снять свои головные боли, решить проблемы.

То есть ваши цели никак не пересекаются. А надо бы…)

Ваш настрой должен быть такой: Человек, сидящий напротив вас ничем не лучше и не хуже вас. При других обстоятельствах вы могли бы даже стать друзьями.

И главное: я хочу помочь этому человеку решить его задачи и проблемы.

Такой позитивный настрой может поменять абсолютно все.

Ваш настрой, как позитивный , так и негативный, -передается собеседнику. Он интуитивно его считывает через едва уловимое выражение лицевых мышц, голос, еще бог знает как, — это лучше объяснят психологи.

Я понимаю, что иногда непросто настроиться на позитив, особенно, если уже есть неудачный опыт собеседований. Но настроить себя на внимание к собеседнику, интерес к его работе, и демонстрировать это во время встречи — можно и нужно.

2. Исследование компании

Соискатель экстра класса пытается понять компанию еще при подготовке. Изучает всю информацию, которую может добыть доступна. Формирует предварительные предложения собеседнику.

Чем лучше проработана информация, тем проще разговаривать и предлагать что-то, хотя бы на уровне гипотез.

Ваша осведомленность совершенно точно будет оценена по достоинству.

3. Установление контакта и присоединение

Руководители профессионалы в своем деле. Но в том, как проводить собеседование, - большинство из них дилетанты. И вы можете взять на себя роль лидера.

predlozhenie

Как устанавливать контакт, мы уже обсуждали здесь:Как проходить собеседование? Установление контакта

Напомню только самое простое и действенное:

а) Чаще используйте имя. Имя — это знак уважения и одновременно триггер внимания.  

б) Улыбка глазами

4. Синхронизация

Следует как можно раньше  повернуть беседу к интересам партнера.

Какие задачи перед ним стоят? Что его реально интересует, волнует?

Внимание и искренний интерес к собеседнику создает эмоциональный канал общения, создается взаимопонимание. А значит нарастает доверие к вам.

На этом этапе создается область общих интересов, общая реальность.

5 Презентация

Ваш  опыт, навыки имеют ценность тогда, когда понятно, как их можно реализовать на этой работе. Именно из этого соображения следует исходить. Если  в самом начале встречи вам предлагают рассказать о себе, лучше сделать рассказ максимально коротким и перейти к диалогу.  То есть к пункту 4 нашего алгоритма.

А затем вернуться к самопрезентации  в форме, к примеру, продающей истории.

predlagaite

Задача самопрезентации — не столько рассказать о себе, сколько предложить  решения задач, стоящих перед работодателем.

Хорошо подготовленный соискатель может по ходу разговора сориентироваться и предложить изменения, по принципу “вам это нужно — я могу помочь таким-то образом”. Хотя бы как гипотезы, это лучше, чем ничего.

6. Ответы на вопросы и возражения

Многие кандидаты уделяют подготовке к ответам на вопросы все свое внимание. Чаще всего это напоминает гадание на кофейной гуще.

Да, есть типичные вопросы, на которые можно и нужно подготовить ответы.

Попытки предугадать все вопросы — это сизифов труд. Важнее понять логику, по которой можно встраивать ответы на любые вопросы, в том числе неудобные.

7. Договоренности

Этот пункт обязательный. Многие соискатели почему-то этим пренебрегают. В итоге все, что достигнуто на встрече, может запросто “почить в бозе”.

dogovorennosti

Инициативу лучше взять на себя:

Например: “Иван Иваныч, давайте договоримся так: мы с вами обдумаем сегодняшний разговор и я вас наберу в среду около 15.00. ОК? Давайте обменяемся номерами телефонов и я запишу адрес вашей почты”.

Ваше общение собеседованием не заканчивается. По крайней мере с вашей стороны это должно быть так.

Необходимо напоминать о себе и стимулировать партнера к решению. Если этого не делать, решения можно и вовсе не дождаться. Или работодатель пригласит того, кто более настойчив.

На этой оптимистичной ноте позвольте откланяться. )
TEXT.RU - 100.00%

Благодарю за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Если вы нашли ее полезной — поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей чуть ниже.

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Навигатор карьеры всегда с вами. Узнавай, Действуй, Достигай!
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: