Провокационные вопросы на собеседовании: как правильно отвечать?

День добрый, дорогой друг!

По моим наблюдениям, чрезмерное волнение кандидатов обусловлено ожиданием неприятных вопросов. Провокационные вопросы на собеседовании встречаются хотя и реже, чем это принято считать, но не настолько, чтобы забыть о них совсем.

«Знаю я вас...»

Вопросы, которые можно отнести к провокационным, могут принимать форму жестких, странных, открытых, иногда откровенных наездов. Как правильно на них отвечать, мы разбирали не раз.

Иногда вопросы принимают форму реплик, на которую надо бы как-то отреагировать, но как?

Я знал одного руководителя, который на каждом собеседовании говорил одну и ту же фразу:

Знаю я вас, кадровиков. Вам бы только языками чесать, много вас таких видел. А на деле — пшик, сотрясание воздуха. Все я о вас знаю...

Если беседовал с финансистом или маркетологом, — ничего не менялось. «Знаю я вас, маркетологов...»

Что это, — вопрос? Или просто мысли вслух? Это еще более менее корректный пример, бывали случаи и похлеще.

Реакция большинства кандидатов была предсказуемой. Кто-то отвечал вопросом на вопрос:

Вы меня имеете ввиду? Что именно вы хотите этим сказать?
Иван Иваныч, зачем же огульно обвинять всех чохом?

Некоторые терялись, впадали ступор, кто-то делал вид,что не заметил реплики и продолжал о своем.

Некоторые кандидаты (слава богу меньшинство), особенно из «крутых», реагировали по аналогии с Филиппом Киркоровым на печально известной пресс- конференции: «Я не желаю с вами разговаривать и вообще мне не нравится ваша блузка...».

Это не вариант конечно, но нужно что-то говорить.

Интерпретация вопроса

Большинство провокационных вопросов имеют подтекст. Важно научиться интерпретировать его в своих интересах.

За вопросом обычно стоит проблема, ожидание. Лидерская интерпретация – это умение не только понимать вопрос , но интерпретировать его к своей выгоде.

А именно  внушить человеку понимание того, что стоит за его собственными словами. Не удивляйтесь, это не так уж сложно. Это можно и нужно делать.

provokats-vopros

 

Процесс интерпретации носит конечно творческий характер.

Например:

  • негативная (услышать только раздражение, недовольство);
  • позитивная (услышать конструктив и неявную поддержку);
  • психологическая (услышать страхи, опасения);
  • деловая (что будем делать?).

Варианты интерпретации реплики руководителя, о которой сказано выше, могут быть такие:

  1. «Вы меня обманываете» негативная интерпретация.
  2. «Уважаю людей, умеющих держать удар. На эту должность мне нужен именно такой. Если выдержит - будем работать»  интерпретация позитивная.
  3. «Я боюсь провала. У меня тяжелые задачи и нужна помощь профессионала. Снимите мои страхи!» психологическая.
  4. «Предлагаю обсудить области общего интереса.  Чем мы можем быть полезны друг другу конкретно» - деловая.

Как можно ответить?

Прикинув эти варианты, вы можете дать ответ, который не является одной из предсказуемых реакций на его реплику или вопрос.

За дежурной фразой руководителя, которую я привел в начале, стоит проверка на прочность кандидата или опасения за результат. Видимо он имеет негативный опыт, когда кандидаты оказывались «пустышками».

То есть, ваша реакция на реплику должна быть:

  • эмоционально нейтральной, спокойной
  • по возможности носить форму предложения, чем конкретно можете быть полезны компании, какую выгоду принесете. Это в идеале конечно.

Например:

«Иван Иванович. Я понимаю ваши опасения. Найм на работу дело ответственное, цена вопроса высока. Если позволите, я озвучу, чем на мой взгляд, я могу быть полезен вам и вашей компании.

Например, в компании Имярек я реализовал проект, схожи й с тем, что планируется у вас. Мне удалось достичь нужного результата с затратами ниже на 30% стандартных для таких случаев. Как это удалось? Расскажу по порядку...»

Такая постановка вопроса наверняка заинтересует работодателя. Все, что связано с деньгами действует на людей, а людей бизнеса особенно, — магическим образом.

Таким образом, при правильной интерпретации, вы из провокационной реплики или вопроса собеседника легко переходите к тому, о чем хотели рассказать или предложить.

Или просто направляете разговор в конструктивное русло. Эта способность имеет немаловажное значение и обязательно будет отмечена собеседником.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

 

 

Навигатор карьеры всегда с вами. Узнавай, Действуй, Достигай!
Комментариев 1
  • Ираида
    29.09.2017 | 01:09

    Пауза — очень сильное оружие в любой деловой беседе, в том числе и на собеседовании при поступлении на работу. Нужно уметь держать паузы.

Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: