Собеседование на руководящую должность: Как общаться с «трудным» работодателем?

Доброго здоровья, дорогой друг!

Сегодня непосредственно о том, как проходить собеседование на руководящую должность в плане общения с этим самым “трудным” собеседником, о котором мы начали разговор в предыдущей статье.

Мы уже знаем, кто такой “трудный работодатель” и почему общение с ним с одной стороны дискомфортно, с другой, — может оказаться весьма полезным и даже выгодным.

Как построить общение так, чтобы плавно пройти дискомфорт и вплотную подойти к этим самым выгодам?

Спокойствие, уважительный тон и уточняющие вопросы — таков несложный джентльменский набор. Не так уж и сложно, правда? И все же давайте поподробнее.

Разберем три вида стрессогенных действий, которые наши “трудные” партнеры вольно или невольно применяют чаще всего. Несогласие, эмоциональные реакции и манипуляция.

Несогласие

Или возражение.

Пример: Я рассказываю о своих методах привлечения водителей из регионов. Собеседник начинает возражать с кислой гримасой: “Нееет, это не работает…”

nedovolstvo

Как быть? Просто согласиться и пойти дальше? Нет, так не пойдет. Я же знаю, что мой метод хорош. Это первое. Второе, — профессионал свою точку зрения умеет обосновать и отстоять.

Однако тупо вступать в спор — не наш метод. Это худшее, что можно сделать в такой ситуации. Наши шаги следующие:

1. Дать понять, что вы его услышали. Это один из законов эффективной коммуникации. Это можно сделать, вслух проговорив его мысль. На худой конец, — просто кивнув «Я вас понял, Иван Иванович».

2. Выяснить, почему он так считает. Задать уточняющие вопросы. “Иван Иваныч, что именно вас смущает, почему вы так считаете?"

3. Частично согласиться. Дабы избежать спора.

Именно частично."Да, такой способ не всегда эффективен. Выходит довольно дорого. Однако проблемы решаются элементарным торгом. Они легко уступают.”

Формулировка должна быть развернутой. Не просто «да, но…» — это не работает. Соглашаемся с той частью, которая не повредит нашим дальнейшим отношениям.

iazik-zhestov

4. Приводим аргументы (при необходимости).

Бывает, что и  согласиться не с чем.

Например: “Знаю я вас. Вам бы только бюджет выбить…”

Можно согласиться: «Про HR всегда ходят какие-то истории. Вы могли иметь  такой опыт….” .

Частичное согласие  – признаем, что это возможно и собеседник не идиот. Но это чаще всего просто слухи.

Иногда собеседник применяет завуалированное несогласие. Например – «Я подумаю». О том, как с этим работать, мы разбирали здесь.  

Эмоциональные реакции

Эмоциональная реакция характеризуется  высоким уровнем активности + отрицательные эмоции. Например: открытое недовольство существующим положением дел, некомпетентностью кандидатов,  и т.д. Может и вас зацепить под горячую руку.

Вначале правила техники безопасности :)

tehnika-bezopasnosti

1. Сохранять спокойствие

В психику человека встроен механизм эмоционального заражения. То есть как отрицательные, так и положительные эмоции передаются. 

Решите для себя: собеседник имеет право высказывать свое мнение и задавать любые вопросы. Вы пришли сюда не спорить и тем более не качать права. У вас другая цель, более благородная и перспективная. И помочь вам ее достичь может только ваш собеседник. И никто другой.

2. Нельзя занимать воспитательную позицию:

«Успокойтесь…», «Не кричите…»

Это воспринимается как назидательность.

3. Сначала даем сбросить весь негатив. Внимательно выслушиваем, не перебивая. Показываем, что слышим его и понимаем его состояние — легкие кивки, слова «Ага», «угу» и т.п Говорить «Я вас понимаю»? — совсем не обязательно. Иногда уместно просто выдержать паузу. Рациональные аргументы в таком состоянии не работают.

nervi-sdaiut

Затем переводим разговор в конструктивное  русло, по возможности предлагаем варианты действий. Спокойствие не означает безразличие. Безразличие к его словам может еще больше подлить масла в огонь.

При ответе на неудобные вопросы, рекомендую следовать последовательной схеме ответа.

Наши действия зависят от типа эмоциональных реакций собеседника

А) Стрессовая реакция

Человек в состоянии стресса, причин для которого может быть масса: напряженное совещание у руководства, предстоящий поход к акционеру, неприятности дома.

Б) Инструментальная реакция — демонстрирует эмоции намеренно. Использует актерскую игру, которая  рассчитана на ваши реакции.

Как различать типы реакций?

Стрессовая реакция проявляется  постепенно, – вначале недоволен, потом раздражен. Надо дать возможность сбросить весь негатив, сохранять спокойствие. Иногда достаточно просто молча покивать в знак согласия.

Если реакция направлена против вас,  можно сделать так: взять лист бумаги и задать уточняющий вопрос. Записывать. Он видит, что вы серьезны и относитесь к его словам с уважением.

sobesedovanie-na-managera

Инструментальная реакция, – внезапно начинается и внезапно проходит. Опять же максимальное спокойствие, уточняющие вопросы. “Что вы имеете ввиду конкретно, Иван Иванович?”

Инструментальная реакция работает до того момента, пока клиент думает, что она сработает.

Подойдут также вопросы-резюмирование:

“Насколько я вас понял, Иван Иванович,  вы не уверены в …”

“Давайте посмотрим, как лучше…”

“Как вы считаете, Иван Иванович…?”

Да, чуть не забыл. Решающее значение имеет ваш тон. Доброжелательный и спокойный. Если собеседник заметит хотя бы тень иронии,  или тем более издевки, — считайте, что вы зря пришли на встречу.

Манипуляция

Манипуляцией будем называть скрытое воздействие с целью получения  односторонней выгоды или проверка “на прочность”.

nesoglasen

Например: Находит какую то оплошность в вашем резюме и придирается. Расчет на то, что в оправдываться, мельтешить, нервничать.

Часто это проверка, насколько вам подходит роль  “мальчика для битья”. Или “на побегушках”. Такие люди “удобны в эксплуатации”, но серьезные дела с ними, как с руководителями, не обсуждаются. Удел “мальчика” — просто утешительный приз: леденец на палочке.

Есть люди, считающие за честь, прощупать вас на “стрессоустойчивость. Вывести из себя.

“Почему у вас такой ужасный галстук? Кто вам сказал, такой галстук соответствует руководителю в нашей компании?…”  

Есть любители грузить информацией — приводить быстро большое количество фактов, цифр. Человек н способен это переварить и многие теряются.

Важно:

  • Распознать манипуляцию
  • Противостоять или увести в другое русло
  • Наладить диалог

Как распознать манипуляцию?

Вы чувствуете, ощутимо меняется эмоциональное состояние.  Появляется раздражение или даже гнев и желание сказать все, что вы о нем думаете.

razdrazhenie

Что делать, если вы обнаружили манипуляцию?

Противодействие манипуляции

Лучший способ работы с манипуляцией – вовремя распознать, перейти  в открытое обсуждение уточняющими вопросами или перевести энергию в другое русло.

а)  Уточняющие вопросы.

Обычно быстро приводят манипулятора в чувство.

Вернемся к галстуку. Почему у вас такой ужасный галстук? Кто вам сказал, что в таком…

“Что именно вас смущает, Василий Петрович? Цвет, форма? Какой галстук должен быть?”

Главное – тон без всякой иронии. Если использует манипуляцию- переключиться на другую  тему, если правда недоволен, объяснит чем, — скорее всего  галстук в синих зайчиках действительно не совсем уместен.

б) Перевод в другое русло

  • Если грузит  информацией, – попросить приостановиться. Возьмите ручку с намерением записывать. Большинство этого не делает, опасаясь показаться некомпетентными.
  • Тот же прием частичного согласия: “Василий Петрович, я очень ценю ваш опыт и компетентность. Именно поэтому хотел бы пояснить следующее:...” Собеседник получает подтверждение своего статуса и видит вашу компетентность.
  • «Наведение тумана» В некотором роде психологическое айкидо. Подробнее здесь

pravilnoe-obshenie-na-sobesedovanii — копия

в) Пауза

Не стесняйтесь делать паузы. Своевременная  «гроссмейстерская» пауза говорит о  вашей личной и эмоциональной зрелости.

Рекомендую также посмотреть статью: “Вопросы на собеседовании на стрессоустойчивость

Возможно, кто-то подумал: “Ну зачем мне это нужно? Почему я должен носиться со всякими придурками, как с писанными торбами? Просто встал и ушел...”

Тоже вариант, конечно. Однако вам не кажется, что такой гордый демарш с  высоко поднятой головой, - больше смахивает на “дать стрекача"? Лично мне кажется, — что именно так. Вы руководитель или где? :)
TEXT.RU - 100.00%

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на  кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня!

 

Навигатор карьеры всегда с вами. Узнавай, Действуй, Достигай!
Оставить коментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: